К началу прошлого столетия предметом страсти многих дам были фильдекосовые (от фр. fil d’Ecosse – «шотландская нить») и фильдеперсовые (от фр. fil de Perse – персидская нить) чулки, которые выглядели как шелковые, но на самом деле производились из специально обработанной хлопчатобумажной нити.
Причем фильдеперс был более шелковистый и тонкий, чем фильдекос. И изделия из фильдеперса были заметно дороже, чем из обычного фильдекоса.
Чулки из фильдеперса очень ценились и в России, в том числе и в советское время, при НЭПе и позднее (хотя и считались излишеством, стоили они безумно дорого).
В середине XX века популярность фильдекоса и фильдеперса пошла на спад, так как гораздо более дешевая синтетика быстро стала завоевывать расположение производителей и потребителей. Капроновые(нейлоновые) чулки заменили фильдеперсовые.
В начале XX века компания DuPont начала проводить эксперименты по созданию искусственного материала, который мог бы стать заменой шелка. На разработку «материала будущего» ученные компании потратили почти 12 лет. И наконец в феврале 1937г. запатентовали новое волокно «адипамид полигексаметилен», а попросту «нейлон». Существует версия, что слово «нейло́н» произошло от названий городов Нью-Йорк и Лондон, однако достоверных сведений об этом нет. В словаре Уэбстера («Американский словарь английского языка») сообщается, что это искусственно придуманное слово. И только в октябре 1938 г. на Всемирной выставке в Нью – Йорке вице – президент химического концерна DuPont Чарльз Стайн объявил об изобретении нейлона. Женщинам бесплатно раздавали презентационные образцы. Американок убеждали, что создание нового материала не менее важно для человечества, чем изобретение двигателя внутреннего сгорания, радио или телефона.
«Носить чулки из шелка, а не из нейлона – это все равно что предпочесть лошадь автомобилю» — гласила реклама тех лет.
Перед входом в павильон фирмы установили 12 – метровый манекен в нейлоновых чулках.
Первые в мире нейлоновые чулки поступили в продажу 24 октября 1939г. В первый же день появления нейлоновых чулок в Америке, было продано более 720 тысяч пар, а спустя год эта цифра выросла до 64 миллионов пар.
Нейлоновые чулки в отличие от шелковых лучше сохраняли форму и не вытягивались на коленях и пятках, не сползали и не морщились, а гладко и плотно обхватывали женские ножки. Хотя стоили они вдвое дороже шелковых, в американских городах началась истерия.
Японский, стабильный столетиями, рынок шелка рухнул практически в одночасье.
Вокруг универмагов выставляли полицейские посты, которые сдерживали толпы женщин, пытающихся прорваться к прилавкам. Продавцы и эксперты единодушно отмечали, что такой потребительской истерии не вызывал еще ни один товар. Газеты печатали фотографии, на которых американки, купив чулки, сразу разрывали упаковку и надевали обновку прямо на улице. Вот некоторые заголовки из газет того времени: «Дамы рискуют своими жизнями в борьбе за нейлоновые чулки!», «Грабителям удалось скрыться, но чулки спасены!»… Многих торговцев ловили на мошенничестве: вместо нейлоновых чулок они продавали шелковые «подделки».
Чтобы сохранить чулки подольше, летом женщины их не носили, а покрывали ноги краской светло – коричневого цвета. Ее срочно начала выпускать косметическая компания «Макс Фактор». В парикмахерских появилась новая услуга: ноги разрисовывали «под чулки» красками и карандашами. Рисовали шов, пятку и даже… дыры и штопки
Первые колготки появились еще в конце 1940-х годов. Их ввела в обиход известная американская танцовщица и киноактриса Энн Миллер, благодаря модному танцу, чечетке. Чечетка — танец быстрых ног. Энн Миллер была здесь чемпионкой. Ее ноги работали со скоростью пулемета — 500 ударов в минуту. При такой «скорострельности» ни пояс, ни подвязки удержать чулок на ноге не могли. Поэтому чулки попросту пришивали к поясу.
На вопрос, кто придумал колготки, обычно отвечают: Эрнест Дж. Райс. Считается, что именно этот предприимчивый американец является автором данного изобретения. По крайней мере, патент на колготки принадлежит Райсу и был оформлен им официально еще в 1956 году.
Первые колготки имели верхнюю часть в виде белых хлопчатобумажных трусиков, однако со временем они стали изготавливаться полностью из одного материала.
Но маятник моды качнулся в другую сторону. Женщины полюбили джинсы и брюки, вошли в моду «неодетые» ноги.
И все же, несмотря ни на что, в мире пока еще продается более 1 миллиарда пар колготок в год, и они до сих пор еще не вышли из моды.